ЗАО «НПП АМТ Судостроение»,
Россия, 196084, С-Петербург,
наб. Обводного канала , 88,
литер «В»

Тел/факс (812)449-86-83
E-Mail: nppamt_s@bk.ru


Система дистанционного автоматизированного управления дизель-генераторами

Проектант ОАО "ЦКБ "Коралл". 
Заказчик ЗАО "Морские пропульсивные системы".
Сертификат РМРС.

В 2008 г. началась разработка пультов управления тремя основными дизель-генераторами 6-9 ДГ (ОДГ) мощностью 2000 кВт. Трудность заключалась в том, что ОДГ, установленные на самоподъёмной буровой платформе пр. 15402 М были практически в нерабочем состоянии. Предстояла полная переборка ОДГ, замена основных узлов, в частности, регулятора частоты вращения, и всех датчиков.
Схема пультов управления несколько раз переделывалась, так как приходилось подстраиваться под новые узлы.
Предприятие поставило и установило своими силами новые датчики (на каждый ОДГ - 80 шт), общим количеством - 240 шт.
Датчики температуры, давления (аналоговые и дискретные) - производства Danfoss, датчики разряжения в картере - Метран, датчики частоты вращения производства Noris.
Схема пультов управления была реализована на прграммно-аппаратных средствах производства Siemens. Функции управления реализованы на ПЛК SIMATIC S7-300, функции АПС - на логическом модуле LOGO!12/24RC с модулем расширения LOGO!DM16 24R. Функции защиты были реализованы на преобразователях частоты VF502-12 (Noris), реле контроля тока 3UG4621-2AA30 (Siemens) и реле Finder.
Шкафы ПКУ соединяются между собой и с АСУ ТС судна сетью передачи данных Ethernet TCP/IP по двум каналам оптоволоконного кабеля: основной канал и резервный канал. Для этой цели в ПКУ установлены по два коммуникационных модуля SIMATIC NET CP343-1 и модули (также по два модуля в каждом шкафу) Hirshman RS20 - RS20-0800M2M2EDHPHH01.0.08.
ОДГ имеет четыре основных режимов работы:
- режим горячего резерва;
- режим пуска;
- режим останова;
- рабочий режим.
Дизель-генератор автоматизирован в объеме следующих операций:
1 Функции управления
1.1 автоматическое поддержание неработающего дизель-генератора в прогретом состоянии путем выдачи управляющих сигналов на средства подогрева охлаждающей воды и масла;
1.2 автоматическая прокачка дизель-генератора маслом перед пуском и при останове;
1.3 автоматический пуск прогретого или непрогретого дизель-генератора, который может осуществляться по сигналу от внешних систем, а так же дистанционно автоматизированный пуск путем одноразового воздействия на кнопку "Пуск" на ПКУ ОДГ;
1.4 автоматический прогрев дизеля на минимально устойчивой частоте вращения;
1.5 автоматический вывод дизель-генератора на надсинхронную частоту вращения (765 об/мин) и передача управления регулятором частоты вращения на пульт управления электростанции для осуществления приема нагрузки;
1.6 автоматический останов дизель-генератора, который осуществляется по сигналу от внешних систем, а так же дистанционно автоматизированный останов, путем одноразового воздействия на кнопку "Стоп" на ПКУ ОДГ;
1.7 экстренный, автоматический останов дизель-генератора, который может осуществляться как по сигналу от внешних систем, так и дистанционно автоматизированно, путем одноразового воздействия на кнопку "Экстренный останов" на ПКУ ОДГ;
1.8 исполнительная сигнализация с выводом на световые индикаторы на ПКУ ОДГ, ГРЩ, АСУ ТС о прогреве, пуске и остановке дизель-генератора, несостоявшемся пуске, включении нагрузки, наличии питания;
1.9 обмен информацией с АСУ ТС;
1.10 обмен информацией с ГРЩ.
2 Функции защиты
ПКУ обеспечивает автоматическую остановку дизель-генератора с выдачей световых и звуковых сигналов по следующим аварийным параметрам:
2.1 частота вращения ДГ ≥ 880 об/мин - разнос (защита неотключаемая);
2.2 давление масла в системе смазки ≤ 0,8 кгс/см2 (при частоте вращения больше 230 об/мин), и ≤ 4,5 кгс/см2 (при частоте вращения больше 650 об/мин) - (защита неотключаемая);
2.3 температура воды на выходе из дизеля ≥ 97°С - (защита отключаемая);
2.4 температура масла на входе в дизель ≥ 78°С - (защита отключаемая);
2.5 включенное положение аварийного стоп-устройства.

3 Функции АПС
ПКУ ОДГ обеспечивает:
- предупредительную сигнализацию с выдачей световых и звуковых сигналов по следующим параметрам:
3.1 давление масла в системе смазки ≤ 5,2 кгс/см2 ;
3.2 давление воды ≤ 1,8 кгс/см2 ;
3.3 температура воды ≥ 91°С;
3.4 температура масла ≥ 74°С; 
3.5 утечка топлива.
- аварийную сигнализацию с выдачей звуковой и световой сигнализации по всем параметрам схемы защиты.

4 Функции контроля параметров ОДГ
ПКУ ОДГ осуществляет контроль параметров ОДГ следующим образом:
4.1 Контроль следующих параметров: давление масла на входе в дизель, температура масла на входе в дизель, температура воды на выходе из дизеля и частота вращения коленчатого вала дизеля осуществляется по стрелочным указателям, расположенным на лицевой панели ПКУ.
4.2 На графическом дисплее (15"), посредством видеокадров, контролируются параметры ОДГ.
4.3 ПЛК также формирует для передачи в АСУ ТС по сети Ethernet TCP/IP исполнительную сигнализацию, сигналы АПС и защиты.

В 2009 г. пульты управления ОДГ были установлены на буровой платформе "Арктическая" и после отладки сразу стали функционировать.